Мандрівництво у східнослов’янській культурі: авт. дис. … кандидата філософських наук, за спец. 09.00.04 – Філософська антропологія

Abstract

У дисертаційному дослідженні здійснений комплексний аналіз феномена мандрівництва, виявлені його сутнісні характеристики, що дозволяють говорити про його безсумнівну філософську значущість для культурного дискурсу XIX-XX ст. Виділено головні типи мандрівництва, показа ний генетичний зв’язок феномена з первинними ментальністними уявленнями, що виникають на грунті просторової метафорики. Виявлено народно-релігійну філософську парадигму мислення, що формує цілісне уявлення про світ і місце мандрівника в ньому. Проаналізована стадіально пер винна "українська лінія" мандрівництва Сковорода – Гоголь, що перевела мандрівництво в духовну площину, надавши йому статус повноцінної культурної програми; завдала напрямки осмислення феномена російською культурою і філософською думкою. Показано процес становлення опозиції мандрівництво/блукання, виявленої і дослідженої на матеріалі робіт філософів і мислителів "срібного віку". Визначено напрямок трансформацій феномена в епоху постмодерна, зокрема, віртуального мандрівництва.В диссертационном исследовании осуществлен комплексный анализ феномена странничества, выявлены его сущностные характеристики, позволяющие говорить о его несомненной философской значимости для культурного дискурса XIX-XX вв. Выделены основные типы странничества, показана генетическая связь феномена с первичными ментальностными представлениями, возникающими на почве пространственной метафорики. Появление в восточнославянской культуре типа странника, пока еще на уровне широко распространенного явления народной жизни, с нашей точки зрения, было подготовлено спецификой осмысления пространства и соответственно выделения из общей массы тех, чей образ бытия характе ризовался в неразрывной связи с гиперсакрализованными пространственными представлениями, способствовал, в конечном счете, развитию динамики культурного сознания, выдвигаясь в авангард диалогичного культурного обмена. Выявленные в пространстве древнерусской культуры типы калики перехожего и "странствующего чернеца", хотя и не удостоившиеся пристального внимания летописных источников, во многом сформировали облик народной религиозности, в частности, способствовали проникновению многих апокриических сюжетов, изъятых из сферы официальной церковности, которые затем ассимилировались "низовой" культурой и слились с первичным языческим мировоззрением восточных славян. Кроме того, входящая в странничество традиция паломничества способствовала в последующий период культурного строительства институализации наиболее почитаемых местных святынь, церквей и монастырей, придавая им статус общенациональных. Странничество сохранило связи и повлияло на формирование идеала святости. Так, первые святые Антоний и Феодосий Печерские начинали путь ко святости со страннического, многие святые "в странствиях по лицу земли русской" проявили свой божественный дар. Проанализирована стадиально первичная "украинская линия" стран ничества Сковорода – Гоголь, переведшая странничество в духовную плоскость, придавшая ему статус полноценной культурной программы; задавшая направления осмысления феномена русской культурой и философской мыслью. В исследовании было заострено внимание на наиболее важных в культурологическом и философском плане формах явления, в дальнейшем ставших продуктивной моделью для самоосознания "высокой" культуры. С нашей точки зрения, украинский философ-странник XVIII века Григорий Сковорода сумел занять цельную философскую позицию именно благодаря закрепившемуся в культуре образу странника, размыкающего имманентность бытия и "открытого" вследствие жизненной ориентации постижению-прозрению трансцендентного Божества. В жизни и творчестве Григория Сковороды странничество приобретает значение не просто отсылки к феномену народной жизни, но становится определяющим мировоззрение философа компонентом. В диссертационном исследовании охарактеризовано мировоззрение народных странников в литературных текстах второй половины XIX века, выявлена народно-религиозная философская парадигма мышления, которая формирует целостное представление о мире и месте странника в нем. "Вторичная рецепция" странничества в русской литературе подгото вила появление повести Лескова "Очарованный странник" (1873) и романа Достоевского "Подросток" (1875), где Иван Флягин и Макар Долгорукий становятся центральными персонажами, а само явление народного странничества проявляет изначально заложенные культурологический смысл и философское содержание как идеала народного мироповедения, отмеченного высшей религиозной целью, которая возвращает к идеалу евангельского христианства, проникнутого апокалиптическими настроениями преображения и обновления истории и культуры человечества. Показан процесс становления оппозиции странничество/скитальчество, выявленной и исследованной на материале работ философов и мыслителей "серебряного века", явившейся подосновой философских раздумий при описании ментальности народа. Становление и категориальное оформление парадигмы странничество/скитальчество мы относим к периоду романтизма, в качестве целостного мировоззрения впервые выдвинувшего проблему народности в культуре, преобразовавшего противопоставление природа/культура в направлении поисков путей сближения народной культуры и культуры высших слоев общества, еще недавно монополизировавших сферу культуры. Самоидентификация с "бесприютными скитальцами", характерна для писателей, мыслителей и философов на протяжении второй половины XIX века. Идеал противоположный, идеал неустанного стремления к религиозной истине, воплощаемый в непосредственном бытии человека они видели в народном странничестве, не подвергшемся западному влиянию, не распылившем во "всеотзывчивости" коренные, основополагающие ценности восточнославянской православной культуры. Прослежено направление трансформаций феномена в эпоху постмодерна, в частности, виртуального странничества. This thesis contains the complex analysis of such phenomenon as pilgrimage. Its substantial traits are exposed and presented as having the obvious philosophical significance for the cultural discourse of the XIX-XXth centuries. The fundamental types of pilgrimage are distinguished. It is demonstrated that this phenomenon is closely related to the main mental notions based upon metaphorics of space. The national-religious philosophical paradigm of thinking which forms the integral altitude to world and pilgrim’s existence in it is also defined. The "Ukrainian line" of pilgrimage ("Skovoroda – Hohol") is interpreted as the initial stage of transforming pilgrimage to spiritual reality appearance, attaching the importance of meaningful cultural project to it and determining the latter directions of understanding of this phenomenon in Russian cultural and philosophical thought. Our thesis takes into consideration the formation of the opposition "pilgrimage/wandering". This opposition is pointed out and studied on the basis of "Silver Age" philosophers and thinkers’ ideals. The tendency of shapeshifting of this phenomenon in Post-modern situation (for example, its turning into "virtual pilgrimage") is also shown.

Description

Citation

Варипаєв О. М. Мандрівництво у східнослов’янській культурі: авт. дис. … кандидата філософських наук, за спец. 09.00.04 – Філософська антропологія, філософія культури; наук. кер. Р. М. Піддубна; Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна, Харків, 2000. С. 22.

Endorsement

Review

Supplemented By

Referenced By